Профессиональные пробы на профессии декоративно-прикладного творчества

Сфера декоративно-прикладного творчества включает следующие профессии: вышивальщица, кружевница, портной легкого платья, ювелир, мастер резьбы по дереву, модистка головных уборов, швея по пошиву обуви, мастер ручного вязания, гравер, скорняк, вышивальщица на машине.

Цель профессиональных проб – выявление уровня сформированности творческого мышления, знаний, умений и навыков тестируемых с учетом требований образовательной программы по предметной области «Технология», художественных способностей, физических возможностей для последующей профессиональной ориентации.

Оборудование и материалы.
Для проведения проб необходим следующий материал: бумага белая и цветная, карандаши простые и цветные, картон, краски акварельные и гуашь, кисточки, клей, глина или пластилин, чертежные и измерительные инструменты, лекала, ножницы.
Программа профессиональных проб включает несколько заданий: эскизирование, увеличение и уменьшение рисунка по клеткам, построение графического образа, работа с акварельными красками и цветными карандашами, аппликация, шитье, плетение, вышивание, лепка, моделирование из бумаги.
Количество и наименование проб определяет тестирующий.

1. Эскизирование.
Цель: проверить умение выполнять эскизы, мелкую моторику и глазомер, концентрацию внимания. Все тесты выполняются от руки, без линейки и ластика.
Задания:
– провести горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;
– нарисовать квадрат, разделенный на мелкие части наклонными линиями;
– провести волнистые линии;
– нарисовать правильные геометрические фигуры;
– разделить отрезок на части;
– дополнить поверхности.

2. Увеличение и уменьшение рисунка по клеткам.
Цель: проверить умения и навыки работы с чертежными и измерительными инструментами, умение правильно выбирать масштаб, технику и точность выполнения рисунка.
Задания:
– увеличить рисунок животного по клеткам в масштабе 1,5:1; 2:1;
– увеличить растительный орнамент по клеткам в масштабе 1,5:1; 2:1;
– уменьшить рисунок животного по клеткам в масштабе 1:1,5; 1:2;
– уменьшить растительный орнамент по клеткам в масштабе 1:1,5; 1:2.

3. Построение графического образа.
Цель: проверить уровень развития и гибкость творческого мышления, умение выражать посредством графики свои идеи и намерения, владение приемами работы с цветными карандашами.
Задания:
– придумать название предметам к каждой схеме;
– придумать название каждому рисунку;
– дорисовать незавершенные рисунки и раскрасить их цветными карандашами.

4. Работа с акварельными красками и цветными карандашами.
Цель: выявить основы понимания композиции рисунка и сочетания цвета, умения и навыки работы с цветными карандашами и красками, умение выполнять эскизы рисунка, уровень развития творческого и пространственного мышления, художественные способности.
Задания:
– выполнить рисунок на свободную тему;
– нарисовать растительный орнамент;
– раскрасить картинку.

5. Аппликация.
Цель: выявить основы понимания композиции и сочетания цвета, художественные способности, творческое мышление; проверить технику выполнения, умение самостоятельно выбирать наиболее рациональные пути выполнения полученного задания, умение работать с чертежными и режущими инструментами; проверить моторику.
Задания:
– придумать композицию из геометрического орнамента и наклеить на различных геометрических формах: полосе, круге, квадрате;
– составить и выполнить композицию на тему «Ваза с фруктами» или «Корзина с овощами»;
– наклеить аппликацию и оформить кантом некоторые части узора;
– изготовить поздравительную открытку по рисунку-схеме.

6. Шитье.
Цель: проверить умения и навыки работы с чертежными и измерительными инструментами; моторику; умение снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи швейного изделия, выполнять простые изделия, выполнять отделку изделия; знание назначения, технологию выполнения и графического изображения ручных швов, умение выполнять ручные швы; правильно подбирать материал, инструмент для выполнения изделия; умение самостоятельно выбирать наиболее рациональные пути выполнения полученного задания; технику исполнения.
Задания:
– построить чертеж выкройки фартука;
– изготовить прихватку;
– изготовить игрушку-самоделку;
– изготовить игольницу.

7. Плетение.
Цель: проверить умение выполнять простые плетеные изделия; умение самостоятельно выбирать наиболее рациональные пути выполнения полученного задания; моторику рук; наглядно-образное и пространственное мышление.
Задания:
– сплести пояс в 4 пряди;
– сплести закладку в 6 прядей;
– изготовить закладку по рисунку-схеме.

8. Вышивание.
Цель: проверить умение вышивать различными техниками; моторику рук; умение выполнять эскизы рисунка; знание назначения, технологии выполнения и графического изображения ручных швов; умение выполнять ручные швы; правильно подбирать материал и сочетание цветов, инструмент для изготовления изделия; умение выполнять отделку изделия; умение использовать цветовое решение для оформления изделия.
Задания:
– вышить закладку для книги;
– выполнить декоративные ручные швы по рисунку-схеме;
– выкроить столовую салфетку и вышить ее простым декоративным швом;
– перенести рисунок на ткань и вышить «тамбурным» или «стебельчатым» швом.

9. Лепка.
Цель: проверить умение лепки простых изделий; уровень развития пространственного и творческого мышления; умение использовать цветовое решение для оформления изделия; умение передавать объем и пропорции; художественное восприятие; чувство материала; моторику рук.
Задания:
– вылепить фигурный пряник;
– вылепить корзину с фруктами или овощами;
– вылепить композицию из двух фигур животных;
– вылепить жар-птицу;
– вылепить фигуру барышни.

10. Моделирование из бумаги.
Цель: проверить уровень развития пространственного мышления; чувство объема; умение использовать цветовое решение для оформления изделия; технику исполнения; моторику рук.
Задания:
– склеить фонарик из 20 кругов;
– изготовить предмет бумажной пластики.

Оценка результатов профессиональных проб.
При выполнении каждого задания умения и навыки тестируемого оценивают по пятибалльной шкале (от 1 до 5 баллов) в соответствии со следующими критериями:
● Передача пропорций предмета в изображении.
● Композиция – расположение предмета на листе.
● Характер линии.
● Нажим линии.
● Регуляция силы нажима.
● Моторика.
● Глазомер.
● Самостоятельность.
● Использование инструментов.
● Понимание задания, инструкции.
● Темп работы.
● Внимание.
● Планирование работ.
● Аккуратность.
● Коммуникабельность.
● Мотивация на труд.
● Отношение к оценке педагога.
● Оценка тестируемым своей работы.
● Усидчивость.
● Работоспособность.

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

Контактные лица:

наставники проекта

Тихонова Мария Юрьевна

(моб. тел.: +7 917 523-76-21),

Котова Галина Леонидовна

(моб. тел.: +7 925 064-47-40)


Электронная почта: profistartup@yandex.ru

Made on
Tilda