Программа профессиональных проб состоит из семи блоков.
1. Работа на калькуляторе – оценка сенсомоторики, уровня организации труда, умения пользоваться возможностями калькулятора, уровня концентрации внимания, уровня знаний по математике (процентное соотношение, разряды), способы арифметических действий с крупными числами с учетом времени на выполнение этих действий.
Критерии оценки:
– сенсомоторика (возможность работать на калькуляторе – нажатие клавиш);
– умение пользоваться возможностями калькулятора;
– освоение умений работы на калькуляторе;
– умение строго следовать инструкции, выполнять алгоритм действий;
– уровень знаний по математике (процентное соотношение, разряды);
– способы арифметических действий с крупными числами;
– уровень развития внимания;
– уровень развития памяти;
– темп работы;
– уровень самостоятельности;
– уровень организации труда.
2. Набор текста на персональном компьютере – проверка способности и физической возможности работать на клавиатуре компьютера, одновременного ориентирования в трех направлениях (монитор – клавиатура – педагог), оценка уровня памяти, концентрации внимания, сенсомоторики (работа на русском регистре клавиатуры компьютера).
Критерии оценки:
– сенсомоторика (возможность работать на клавиатуре – нажатие клавиш, использование мыши);
– умение набирать и редактировать текст на компьютере («новичок – кандидат – мастер»);
– освоение умений работы на компьютере;
– умение строго следовать инструкции, выполнять алгоритм действий;
– темп работы;
– оперативная память;
– внимание;
– распределение внимания (монитор – клавиатура – педагог);
– усидчивость.
3. Выполнение тестов по русскому языку – выявление широты кругозора, уровня академических знаний, орфографической грамотности.
Критерии оценки:
– широта общекультурного кругозора;
– уровень академических знаний по русскому языку;
– грамотность (письменная речь);
– словарный запас (устная речь);
– свобода изъяснения (устная речь);
– уровень внимательности;
– уровень самостоятельности;
– коммуникативная компетенция.
4. Оформление простейших форм деловых бумаг – определение уровня знаний по русскому языку, интуиции, компетентности-осведомленности, умения конкретизировать задание (написание заявления, автобиографии, характеристики, снятие копии с какого-либо документа, оформление выписки из какой-либо статьи).
Критерии оценки:
– грамотность;
– письменное изложение своих мыслей;
– аккуратность;
– лёгкость освоения умений по составлению деловых бумаг на компьютере;
– соблюдение инструкции, стандартов;
– уровень самостоятельности;
– время выполнения.
5. Основы экономических знаний – определение уровня общих знаний об экономической системе, о роли экономики в жизнедеятельности людей (вопросы должны быть подобраны из курса «Обществознание»); проверка интеллектуальных умений – умений анализировать, обобщать, делать выводы, конкретизировать; экономического стиля мышления: умения осуществлять несложные экономические расчеты, предрасположенности к предпринимательству, умения поставить перед собой задачу и нахождения оптимального пути ее решения, последовательности принимаемых решений (деловые игры).
Критерии оценки:
– уровень экономических знаний;
– умение анализировать (обобщать, делать выводы);
– умение конкретизировать;
– умение излагать свои мысли в разговоре, объяснять, доказывать;
– общеэкономический кругозор;
– уровень экономического мышления;
– находчивость;
– организованность;
– участие (активное, пассивное);
– планирование деятельности и её реализация;
– темп работы;
– уверенность;
– коммуникативность;
– мотивация на профессию.
6. Бухгалтерские тесты – выявление уровня концентрации внимания, переключаемости внимания, умения выполнять арифметический счет в уме (сложение, вычитание, умножение и деление) с учетом времени выполнения задания, оценка уровня развития словесного, образного, логического мышления, памяти (практический метод проверки в контролирующем и обучающем режимах).
Критерии оценки:
– умение выполнять расчеты (с учетом времени);
– умение выполнять арифметический расчет в уме;
– умение строго следовать инструкции, формулам;
– концентрация внимания;
– память;
– мышление;
– самоконтроль (умение находить свои ошибки и исправлять их);
– самостоятельность;
– темп работы.
7. Компьютерный рисунок – выявление уровня творческого начала, художественного воображения, уровня организации труда, неординарности мышления (работа на персональном компьютере в графических редакторах, например, в Paint).
Критерии оценки:
– сенсомоторика (возможность работать на персональном компьютере – нажатие клавиш, использование мыши);
– умение работать в графических редакторах (например, в Paint) (если ранее умел);
– освоение программы – графического редактора (например, Paint) (если ранее не умел работать в этой программе);
– художественные способности;
– образное мышление;
– темп работы.
Педагог, проводящий профессиональную пробу с учётом критериев оценивает результат, делает заключение о сформированности навыков и готовности к освоению профессий в сфере предпринимательства и бизнеса.