Корректурная проба или Тест Бурдона

Корректурный метод был предложен Бурдоном (Bourdon В.) в 1895 году, и с тех пор в его различных вариациях широко применяется для исследования внимания.

Назначение методики: исследования внимания и его свойств.

Возможности методики: позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания, некоторые динамические особенности высшей нервной деятельности.

Описание методики: на бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Материалы: стандартный бланк теста «Корректурная проба» формата А4 книжной ориентации, секундомер, ключ-трафарет.

Порядок работы: исследование рекомендуется проводить индивидуально, в утренние часы после завтрака. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Нежелательно проводить тестирование в ситуации повышенной тревоги. Испытуемому выдается бланк корректурной пробы: специальный бланк с буквами, набранными в случайном порядке (шрифт 14, одиночный межстрочный интервал), подряд одна буква не набирается. Разъясняется инструкция. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Работа ведется на протяжении 10 мин.

Инструкция (варианты):
1) «Перед вами лежит специальный бланк. На нём по моей команде вы будете вычеркивать одну (две) буквы, которые я скажу (А подчеркиваем, И зачеркиваем). Работаем по строчкам. По моей команде «Черта» вы поставите вертикальную черту возле буквы, над которой в том момент думаете. И продолжаете работать дальше, не останавливаясь. Таких команд будет несколько. Работаем как можно быстрее, до конца листа».
2) «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Р», и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Когда через некоторое время я скажу: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда».
В качестве задания может быть дана, например одна буква «О», две буквы «П» и «Н», или «М» и «Н», может быть дано большее количество букв в зависимости от цели и задач исследования. Нормативы на модификации задания отсутствуют.

Обработка и анализ результатов
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту.
По результатам методики фиксируются следующие данные:
1) общее количество просмотренных букв за 10 минут;
2) количество правильно вычеркнутых букв за время работы;
3) количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Для удобства результаты можно занести в протокол.
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:

К = m/n * 100 %,

где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m  ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей - до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.

Качественная оценка результатов: если к концу работы ошибок больше, можно предположить повышенную утомляемость (психическое истощение); в этом случае повторную пробу провести в другое время. К погрешностям можно отнести фактор тревоги, отсутствие контакта с испытуемым, низкую мотивацию.
Если во второй половине бланка ошибок меньше, можно предположить медленную врабатываемость и поиск ритма работы испытуемым.
Если количество просмотренных строк по всему бланку неравномерно, можно предположить эмоциональную неустойчивость.
Если испытуемый допускает много ошибок и затрачивает много времени, можно предположить снижение темпа психомоторной деятельности.


По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

Контактные лица:

наставники проекта

Тихонова Мария Юрьевна

(моб. тел.: +7 917 523-76-21),

Котова Галина Леонидовна

(моб. тел.: +7 925 064-47-40)


Электронная почта: profistartup@yandex.ru

Made on
Tilda