Таблицы Шульте

Назначение методики: исследования внимания и его свойств.

Возможности методики: выявление скорости ориентировочно-поисковых движений зрительного анализатора; оценка объема внимания; определение устойчивости внимания и динамики работоспособности; эффективность работы, степень врабатываемости внимания.

Описание методики. Методика представляет собой таблицу со случайно расположенными числами от 1 до 25 на белом поле (или других объектов – модификации методики) для их нахождения по порядку. Чтобы не было привыкания к одной таблице, существует несколько таблиц.

Образец тестового материала
Стимульный материал: пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, секундомер, указка длиной 30 см.

Требования к проведению методики: таблицы демонстрируют после объяснения инструкции. Испытуемый указкой показывает нужную цифру. Расстояние от таблицы до испытуемого – 75-80 см. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция
Обязательно формируется мотивация показать цифры быстро и четко. Инструкция дается один раз, перед первой таблицей. Последующие таблицы предъявляются без повторения инструкции.
Ход работы: испытуемому предлагается показать указкой цифры, расположенные на таблице в заданном порядке:
А) в порядке возрастания;
Б) в порядке убывания.
Исследователь фиксирует время, затраченное на выполнение задания.

Обработка и интерпретация результатов методики «Таблицы Шульте»
Основной показатель - время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике, поскольку в бланке регистрации отмечается время, затраченное на поиск каждых пяти цифр.
В норме задание выполняется за 30-50 сек.
На последнюю таблицу времени затрачивается обычно меньше (происходит врабатываемость). Увеличение времени на выполнение таблиц № 4 и 5 свидетельствует об утомляемости.
С помощью рассматриваемой методики можно вычислить также показатели, предложенные А.Ю. Козыревой, 1995:
1) эффективность работы (ЭР),
2) степень врабатываемости (ВР),
3) психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (достаточный объем внимания и концентрация) вычисляется по формуле

ЭР= (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого (в норме).

Возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

От 12 лет

30 и меньше

31-35

36-45

46-55

56 и больше


Формула оценки степени врабатываемости:

ВР=Т1/ЭР.

ВР<1 соответствует норме; ВР≥1 – сниженная врабатываемость. Испытуемому требуется значительное время для подготовки к основной работе
Формула расчета психической устойчивости:

ПУ=Т4/ЭР.

ПУ<1- хорошая устойчивость испытуемого к выполнению заданий. Чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

Контактные лица:

наставники проекта

Тихонова Мария Юрьевна

(моб. тел.: +7 917 523-76-21),

Котова Галина Леонидовна

(моб. тел.: +7 925 064-47-40)


Электронная почта: profistartup@yandex.ru

Made on
Tilda